Флотские традиции

НЕКОТОРЫЕ ФЛОТСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

 «Драться до последней капли крови с кем бы то ни было при любых обстоятельствах» — традиция победы.

 Морские обычаи

Значение традиций, церемоний и обычаев, освященных веками, — громадно, и они есть тот фундамент, на коем покоится дисциплина и порядок.

В морской службе обычай есть первая стадия закона. Обычай создается действительной жизнью, с течением времени обращается в привычку, привычка — в необходимость, и как скоро она достигает этой стадии, отвечает потребностям совместной жизни, идет рука об руку с требованиями службы, кодифицируется и становится законом.

«Первый долг и обязанность каждого курсанта (воспитанника) изучить и приспособить себя к обычаям и традициям военно-морской службы. Все требования почтения и уважения должны быть соблюдаемы как офицерами, так и командами одинаково, причем младший должен проявлять инициативу».

Превосходство правой стороны на борту корабля. Это обычай, освященный веками, ставший необходимостью, а потому и занесен в устав. Правый трап — адмиралу, командиру, старшему офицеру, а всем прочим своим служащим — левый. В силу того же обычая правой стороны: гостю (не моряку) и даме — правый трап. Идешь со старшим — старший вправо от тебя.

Этот обычай так вошел в плоть и кровь моряка, что даже на берегу инстинктивно соблюдается: моряк, идя с дамой, всегда имеет ее вправо от себя, оказывая этим уважение.

 Морская вежливость:

Идя на шлюпке, считается невежливым обогнать старшего .

Невежливо, видя прогуливающегося командира по палубе, продолжать идти по той же стороне, а надо перейти на другую.

 Отдание чести

Весьма вероятно, что манера отдания чести приложением правой руки к головному убору пришла со времен рыцарства от рыцарей, которые при встрече поднимали забрало лат, дабы показать лицо, и делали это всегда правой рукой, так как левая несла щит. Оттуда же пришло и то, что первый отдавал честь младший, ибо тогда уважение к старшему было основой воспитания и свято исполнялось.

Первоначальная форма отдания чести на флоте состояла в снятии головного убора. Во флоте снятие головного убора при отдании чести старшему было заменено приложением правой руки к тулье фуражки вскоре после Севастопольской кампании в царствование императора Николая I.

 Отдание чести кораблями

Вызов команд наверх, а иногда, в старое время, посылка людей по марсам и реям, как отдание чести кораблем, сопровождаемое общим “ура”, — очень старый морской обычай, пришедший к нам из седой старины и фактически бывший в употреблении почти за сто лет до создания русского военного флота.

Отдание чести кораблями в море было введено впервые англичанами, слабый салютовал сильному первым.

Честь кораблями отдавалась в следующих случаях: при возвращении или уходе с рейда и при прохождении мимо других судов, как своих, так и иностранных; как ответ на отдаваемую честь другим проходящим судном. Отдание чести состояло в вызове караула, горниста и музыкантов, если таковые были на корабле. Игрался сигнал “захождение”, по которому все находящиеся на палубе становились смирно и там, где их застал сигнал. Отдание чести с вызовом команды наверх производилось при проходе мимо адмиральского корабля, как своего, так и иностранного. Отдание чести производилось только в течение дня, то есть с момента подъема флага и до спуска его. В течение ночи, при прохождении военных судов, на флагштоке или гафеле включались огни (белый и под ним на три фута ниже — красный).

 Церемония спуска на воду нового судна

С древнейших времен спуск мореходных судов на воду сопровождался церемонией религиозного характера. Сохранилась историческая запись такой церемонии, датированная 2100 годом до Р.X.; целью ее было вызвать расположение богов, покровителей водной стихии. В течение XVIII и почти до половины XIX столетий в католических странах церемония спуска судна по характеру была церемонией религиозного крещения.

В Японии существует обычай освобождать из неволи птиц в момент спуска судна на воду. У нас в Русском императорском флоте был свой особый обряд спуска судна на воду. Церемония спуска нового судна производилась так: служился торжественный молебен, судно и поднятые на нем флаги — императорский штандарт, кормовой и Андреевский флаг и гюйс окроплялись святой водой и под звуки народного гимна и салюта с судов обрубались последние державы. Торжество заканчивалось парадным завтраком.

 Имя корабля

Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.

Традиция давать судам имена восходит ко временам Древнего Египта: суда фараонов «Явление в Мемфисе» и «Дикий бык» наводили трепет на средиземноморские берега еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

Первоначально правом на собственное имя обладали только военные корабли, так как во время боевых действий было необходимо знать, какие суда участвуют в сражении, кого потопили, и кто вышел в итоге победителем. Гражданские суда стали обзаводиться названиями только в середине XIX века.

В России традиция давать имена кораблям окончательно установилась только в конце царствования Петра I. Уже при постройке первых военных кораблей Петром I было узаконено, что утверждение и выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства.

Также Петром I были заложены основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота. Так, наиболее крупным кораблям и фрегатам давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали самые значительные победы, городов и земель, а также святых, корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо символико-аллегорическими терминами, скампавеи (малые галеры), галеры и другие малые суда носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.

С 1902 г. стали давать эскадренным миноносцам в качестве названий имена прилагательные.

Появились корабли с именами «Скорый», «Страшный», «Осторожный», «Легкий», «Храбрый», «Правый», «Счастливый», «Спешный». Такие имена были призваны символизировать мужественный дух нации или государства, выраженный в боевых качествах этих кораблей.

Одной из главных традиций, заложенной Петром I, является преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях.

К 1914 г. в России была выработана и документально закреплена новая система наименования кораблей военного флота, которая восприняла многие традиции, зародившиеся в петровские времена. Основная особенность системы заключалась в беспрекословном требовании гармонии имени и ранга судна.

В послевоенные годы в системе названий кораблей было несколько направлений. Во-первых, стали называть корабли именами известных полководцев и флотоводцев, а также именами крупных городов. Во-вторых, вернулись к названиям кораблей дореволюционного флота. В-третьих, называли корабли в честь героев Великой Отечественной войны. Одновременно старались придерживаться правила давать серии кораблей одного и того же класса родственные по смыслу названия, но это далеко не всегда выдерживалось.

В последние годы восстанавливается давняя традиция русского флота давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви и князей.

Сейчас появились новые типы кораблей, поэтому традиции наименования кораблей преобразуются. В России подбором имен военным кораблям занимается специальный отдел в Министерстве обороны. На именованный корабль составляется анкета, выписывается «свидетельство о рождении». Имя кораблю присваивается приказом главнокомандующего ВМФ России.

 Погребение в море

Погребение в море имело место с первых же дней мореплавания и сопровождалось в старину церемониями умиротворения богов. Например, у римлян в рот опускаемого в море клались монеты для уплаты Харону при перевозе им погребенного через реку Стикс. Согласно старому обычаю, при зашивании тела умершего парусник последнюю застежку делал, пропуская иглу через нос покойника. Все сделанные исследования этого обычая не дали веских оснований утверждать что-либо положительно. Надо считать, что этот обычай явился наследием старого суеверия.

Согласно старому обычаю, доктор или фельдшер немедленно докладывает вахтенному начальнику, когда бы смерть на корабле ни случилась, будь то ночью или днем. Последний заносит факт в вахтенный журнал и докладывает командиру. По обычаю же, тело зашивается в парусину, к ногам прикрепляется тяжелый груз, все умещается на специальной чисто оструганной доске, выносится на шканцы, ставится на небольшое возвыше­ние и покрывается Андреевским флагом. При наличии священника производится обряд отпевания; в его отсутствие обряд отпевания совершается командиром корабля. Такая почесть отдается всем служащим на военном корабле, погребаемым в море, без различия от занимавшегося покойным служебного положения.

Несоблюдение ранга — признание, что пред лицом смерти все равны. Занятие старшими по чину мест впереди в похоронной процессии, соблюдение того, что “первые да будут последними, а последние первыми”. Покрытие тела флагом есть указание на то, что покойник служил государству и что государство ответственно за то, что он, как военнослужащий, при жизни сделал. Три холостых залпа в воздух, по преданию, делаются для того, чтобы отогнать дьявола, который может войти в сердце присутствующих на погребении, ибо, по старому поверию, двери сердца человека в этот момент открыты настежь и дьявол может легко войти в него. Звук горна — последнее прости-прощай и обещание величайшего трубного звука архангела Гавриила в момент воскресения мертвых.

 Кортик

Появился в конце XVI века. Первоначально применялся как оружие в абордажном бою. В дореволюционной России кортик носили офицеры и гражданские чиновники морского ведомства. В советский период – элемент парадной формы офицеров и мичманов ВМФ. По традиции кортик в России как личное оружие вместе с лейтенантскими погонами вручается выпускникам высших военно-морских училищ одновременно с вручением им диплома об окончании высшего учебного заведения и присвоением первого офицерского звания.

Кортик – предмет форменной одежды в военно-морских флотах и сухопутных подразделениях, а также полиции различных государств. В российском ВМФ входит в состав форменной одежды адмиралов, генералов, офицеров, мичманов. Носится по особому указанию при парадно-выходной форме, на парадах.

 Обычай ношения орденов на левой стороне груди

Военными всех наций ордена носятся на левой стороне груди. Делается это в силу обычая, пришедшего со времен крестоносцев. Они носили почетный знак своего ордена на левой стороне: таким образом он был ближе к сердцу, а так как щит носился на левой руке, то знак ордена (и сердце) был лучше защищен.

 Погоны и эполеты

Происхождение наплечного знака — погона — идет также со времен крестоносцев, как составная часть лат, предохранявших плечо бойца от сабельного удара. Гусарские полки настоящих дней в Англии имеют на плечах род погона (эполета), сделанного из металлической сетки, кольчуги. Эполеты наших уланских полков — чешуйчатые и также напоминают латы. Во многих кавалерийских частях было в обычае иметь погон в виде стальной пластинки, обшитой галуном. Эполеты своим возникновением обязаны Франции и в первоначальном виде были представлены пучком лент. С течением времени погоны потеряли свое первоначальное назначение и стали внешним знаком, символом власти. Вот в силу чего так дорог погон истинному офицеру.

 Церемония перехода кораблем линии экватора

Церемония перехода линии экватора есть комедия-фарс, соблюдаемая в силу морского обычая, как на военных, так и на коммерческих судах всех наций с целью дать развлечение команде, нарушить монотонность долгого перехода. С течением времени и благодаря отсутствию долгих плаваний детали этого морского обычая отчасти утеряны, отчасти изменены.

По своей идее это было испытание новичков в морской службе в предстоящей им тяжелой, полной лишений службе на море. История указывает, что уже викинги, пересекая некоторые параллели, исполняли этот обычай. Весьма возможно, что они и были создателями этого обычая. В первые дни мореплавания эта церемония совершалась с благоговением и полным уважением к мифологическому богу Нептуну — владыке морей и морских стихий, во что тогда искренне верили моряки.

И в настоящие дни его величество Нептун есть главное лицо церемонии-обычая.

 Присяга

Военная присяга – церемониальная торжественная клятва (обещание), даваемое каждым гражданином при поступлении (призыве) на военную службу в вооружённые силы государства. Военная присяга существует, с глубокой древности, в вооруженных силах (ВС) большинства государств мира. В различных ВС имеет своё специфическое содержание, традиции и обряды по её принятию в зависимости от исторически сложившихся традиций и обычаев того или иного народа (народов), его ВС и сущности строя данного государства.

За многие века в России сменялись цари, правительства, государственный строй и притом многократно переписывался текст военной присяги. Однако во всех вариантах её смысл сводился к одному: присяга являлась и является торжественной клятвой на верность Родине. Подразумевается, что принимающий её клянется отстаивать интересы своего Отечества, причем даже ценой собственной жизни.

 Венки на воде

В море памятников не ставят. Но на навигационных картах координаты мест, где совершены подвиги нашими моряками, отмечены особо. Проходя близ этих мест, на корабле приспускают флаг, над могилами погибших опускают в море венки из живых цветов.

Для увековечения подвигов военных моряков и памяти погибших приказами командующих Северным, Балтийским, Черноморским и Тихоокеанским флотами определены места, в которых экипажи боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ при плавании отдают воинские почести.

В Балтийском флоте мест боевой славы восемнадцать. Среди них города и гарнизоны, покрывшие себя неувядаемой славой в годы 1-й мировой и Великой Отечественной войн: Свеаборг и Либава, Таллинн и архипелаг Моонзунд, п-ов Ханко и о. Мощный (Лавенсари), Кронштадт и многие другие. Каждый балтиец знает, что линия, соединяющая маяки Таран и Розеве в Гданьском заливе, проложена в тех водах, где подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга А. Маринеско отправила на дно фашистский лайнер «Вильгельм Густлов».

На Черном и Азовском морях такие места – на подходах к городам-героям Севастополю и Одессе, Новороссийску и Керчи. Черноморские корабли отдают там почести героям лидера «Харьков», эсминцев: «Беспощадный» и «Фрунзе».

Есть свои места боевой славы и в Тихоокеанском флоте. Это места Цусимского боя и гибели подводной лодки Л-19 в проливе Лаперуза. Это подходы к о. Шумшу, на котором военные моряки Н. Вилков и П. Ильичев закрыли свей грудью японские амбразуры.

Волны быстро уносят венки, опущенные в воду, а венки нашей памяти вечны. Память о тех, кто задолго до твоего рождения вошел в бессмертие, отдав свою жизнь за свободу и независимость Отчизны, за твою счастливую судьбу, – священная память.

 Виват, Парад!

Одной из таких старых и особо чтимых традиций на протяжении всей флотской истории остаются морские парады.

В 1698 году молодой русский царь Петр I находился в Англии с целью изучения теоретических оснований науки кораблестроения. Здесь он впервые наблюдал морской парад и маневры флота. Тогда по приглашению английского короля Вильгельма он имел возможность ознакомиться с условиями службы, жизни и быта британских моряков.

Стоящие на рейде в строгой линии боевые корабли, расцвеченные множеством флагов, обход их первым лордом-адмиралом флота, встреча его на флагманском корабле под свист дудок, звуки горна и сияющие на солнце трубы духового оркестра – весь этот торжественный ритуал произвел на Петра неизгладимое впечатление. Окрыленный реформаторскими идеями, он решил перенять эту традицию для строящегося русского флота.

Первый парад был проведен Петром I 18 марта 1699 года.

Первым же настоящим парадом с точки зрения соблюдения ритуалов, следует считать парад 9 сентября 1714 года в честь победы русских моряков при Гангуте.

Постоянными парады становятся только после революции 1917 года. Руководство молодой Советской Республики сделало смотр кораблей регулярным мероприятием революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября. Уже после войны 1941–1945 годов морские парады стали организовывать и в день Военно-Морского Флота в последнее воскресенье июля.

 Кают-компания

Согласно Морскому уставу кают-компания традиционно служила столовой для офицеров. Морской устав указывал и время сервировки стола. Принимая во внимание условия совместной жизни, устав строго определил время, когда в помещении кают-компании должен быть прекращен всякий шум, и запрещал все то, что так или иначе могло повести к ссорам и излишним трениям (например, игра в карты, разговоры о политике и религии).

Взгляд на кают-компанию как на общество офицеров-моряков – братство офицеров-моряков, а не место для столовой, был у русского адмирала Ушакова, и у достойных последователей его – адмиралов Лазарева и Нахимова, Макарова и Эссена.

 Морские поверья и приметы

Причиной образования ряда поверий являются наблюдения над разными явлениями природы, сделанные моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем с судном или членом его экипажа.

Большое влияние на крепость и живучесть поверий оказывают случаи морских трагедий, гибели судов со всем экипажем, в рассказах, всегда окутанных мистической тайной.